Жилищное право Госимущество для бизнеса Госзаказ Недвижимость Корпоративное право Интеллектуальная собственность Банкротство

Коротко о нас




Третейский суд
Абонентское обслуживание Банкротство Бизнес ЕГРП ЖСК Жертва салона красоты Заключение договора долевого участия Инвестиционная деятельность Как выбрать агентство недвижимости Как мы помогаем гражданам получить жилье Консультант+ Консультирование Отзывы о КПЦ "Верус" ПРАВО Перерасчет в летний период Подать иск в третейский суд Покупка автомобиля в Traid-in Постановка и сопровождение Представительство Работа в юридической компании КПЦ Верус СРО Сделка с недвижимостью - эксклюзив! Сертификация Стратегическое планирование ТРЕТЕЙСКИЙ СУД ТСЖ Тренинги и семинары для юристов Третейская оговорка Третейский сбор Третейское соглашение Трудовые споры и порядок их разрешения вступление в СРО договор бытового подряда договор долевого участия залив квартиры инвентаризация концессия налоги образец искового заявления общественные приемные ЮРОУ Принцип ответственность директора магазина произвол врачей регистрация ООО АО ИП ТСЖ ЖСК реорганизация и ликвидация фирм строители требования к ценникам на товары в розничном магазине тренинги и семинары услуги государственным заказчикам услуги физическим лицам услуги юридическим лицам

Правовая охрана цветовых знаков. Система нетрадиционных товарных знаков.

Автор: Мусаелян К.Т.

Товарный знак, согласно Гражданскому кодексу, это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Нормативно правовой основой регулирования товарных знаков в Российской Федерации, является национальное законодательство, а также общепризнанные нормы международного права, и ратифицированные Российской Федерацией международные договоры. Среди источников национального права, непосредственно регулирующими отношения, связанные с регистрацией и правовой охранной товарных знаков, является  4 часть Гражданского кодекса РФ, а также утвержденные Роспатентом Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.

Основные международные договоры, устанавливающие нормы в отношении правовой охраны товарных знаков для государств участников соглашений это: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г.  и Мадридский протокол от 27 июня 1989г. Большое внимание товарным знакам уделено также в Соглашении ТРИПС 1994г., в частности ст.15 устанавливает, что «любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий, может быть товарным знаком». Эта же статья устанавливает, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы любые обозначения, «в частности слова, включая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание цветов, а также любое сочетание таких обозначений», главный критерий, который устанавливается это различительная способность знака.

Согласно п.1 ст.1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

  • словесные
  • изобразительные
  • объемные
  • другие обозначения
  • комбинации перечисленых видов

К другим обозначениям,[1] довольно редко встречающимся на практике, но от этого не менее важным, относятся:

a)     звуковые;

b)    световые;

c)     иные:  

i)       вкусовые;

ii)    обонятельные (знаки-запахи);

iii)  тактильные;

iv)  цветовые;

v)    динамические обозначения;

vi)  голограммы;

vii)          медийные (аудио, видео, анимация)

viii)        знаки-жесты  

ix)  др..

Появление нетрадиционных товарных знаков имеет свои особенности, связанные с постоянным ростом и осложнением рыночных отношений. Это осложнение приводит к тому, что организации находят новые способы, чтобы сделать свой бренд узнаваемым и индивидуальным. В таких условиях, традиционные товарные знаки, такие как словесные, изобразительные или их комбинации отходят на второй план, и организации, чтобы привлечь потенциальных клиентов, используют новые виды знаков.

Определение, товарного знака, которое содержится в Гражданском кодексе, указывает, что оно является средством индивидуализации.[2] Исходя из этого, различительная способность является главным критерием для регистрации товарного знака. Таким образом, законодательно запрещается регистрация не только тождественных знаков, но и знаков сходных до степени смешения.[3]

Российское законодательство о товарных знаках, точно так же как и законодательства многих других государств, не содержит закрытого перечня видов товарных знаков. Поэтому и не существует закрытого перечня нетрадиционных товарных знаков.

Основные сложности, которые возникают при регистрации нетрадиционных товарных знаков, являются в отношении одних знаков это проблема их регистрации, и представление знака в соответствии с требованиями предъявляемыми Роспатентом (описание знака в заявке, перечень прилагаемых документов), поскольку, например, просто цвет заявлять нельзя, его нужно описывать. В отношении других также и доказывание того, что они обладают различительной способностью, или индивидуализируют товар или услугу.

Из всех нетрадиционных товарных знаков, наиболее подробно хотелось бы остановиться на цветовом товарном знаке. Именно с регистрацией этого знака возникало и возникает большего всего проблем при установлении правовой охраны, потому что регистрация цвета, или установление исключительного права на цвет, за одной организацией, порождает множество проблем.   

Главная проблема, это как раз главный критерий для регистрации товарного знака – различительная способность. И первое дело, где рассматривалась эта проблема, было дело «Qualitex Co. v. Jacobson Products Co., Inc.», которое рассматривал Верховный суд США. Суд постановил, что цвет может быть зарегистрирован как товарный знак, если он выполняет функцию товарного знака, то есть идентифицирует и отличает товары одного производителя от товаров, изготавливаемых или реализуемых другими лицами, а также указывает на источник происхождения товаров, даже если таковой не известен. по мнению верховного суда США, цвет по своей природе никогда не может обладать различительной способностью, и доказательство приобретенной различительной способности является ключевым элементом для заявки цвета в качестве товарного знака. Верховный суд США в своем заявлении в поддержку охраны нетрадиционных знаков назвал вторичное значение ключевым фактором: «Именно способность знака к различению производителей, а не его онтологический статус как цвета, формы, запаха, слова или обозначения позволяет ему служить этим основным целям». Другими словами, если потребитель способен находить товар конкретного производителя, ориентируясь на определенный цвет, форму, запах и т.д., то такое обозначение выполняет отличительную функцию товарного знака.[4]

Еще одним делом установившим, что цвет обладает различительной способностью и может регистрироваться в качестве товарного знака является дело «BP Amoco PLC v. John Kelly Ltd», рассматриваемое Апелляционным судом Северной Ирландии в 2001 году. Компания БиПи, смогла доказать в ходе судебного процесса что, автомобилист, который едет на скорости, когда видит заправочную станцию, то логотип он отличить не может, и поэтому он ориентируется по зеленому цвету, который стал узнаваемым и отличающим компанию БиПи, от всех его конкурентов.

Одним из самых известных дел в России, стало Заключение Палаты по Патентным спорам по возражению на решение Роспатента отказать в регистрации на территории Российской Федерации товарному знаку известного французского бренда Christian LOUBOUTIN. Товарный знак, этой компании, представляет собой красный цвет, который наносится на  подошву женских туфель. Именно обувь с красной подошвой всегда отличали этого производителя элитной обуви. Роспатент отказал в регистрации на основании того, что заявленное обозначение не обладает различительной способностью.

Палата по патентным спорам не согласилась с решением Роспатента, и предоставила правовую охрану цветовому товарному знаку за  обувью Christian LOUBOUTIN, руководствуясь при этом следующими положениями:

a)Высокая популярность туфель с красной подошвой;

b)Фирма Christian LOUBOUTIN обладает высокой различительной способностью по отношению к производимым ею товарам, женской обуви с красной подошвой;

c)Красный цвет на подошве не выполняет никакой другой функции кроме элемента дизайна.

Таким образом, можно сказать, что основным критерием для регистрации цветового знака, так же как и для любого другого является различительная способность. Также важным критерием при регистрации является достаточная известность бренда и узнаваемость среди потребителей. Особенность заключается в том, что цвет приобретает различительную способность, только в результате исследования. Поэтому возможно, было бы целесообразно улучшить регулирования не только цветовых товарных знаков, но и других нетрадиционных знаков, внеся изменения в Административный регламент Роспатента, либо принятием нового Регламента, который отражал бы последние изменения в законодательстве.



[1] ст.2.2 Административного Регламента Роспатента «Правила составления, подачи, рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»

[2] ст. 1477 Гражданского кодекса РФ

[3] ст. 1483 Гражданского кодекса РФ

[4] Герман Г.В. Охрана цвета в качестве знака «Патенты и лицензии» 2006г.  

Поделиться: