Жилищное право Госимущество для бизнеса Госзаказ Недвижимость Корпоративное право Интеллектуальная собственность Банкротство

Коротко о нас




Третейский суд
Абонентское обслуживание Банкротство Бизнес ЕГРП ЖСК Жертва салона красоты Заключение договора долевого участия Инвестиционная деятельность Как выбрать агентство недвижимости Как мы помогаем гражданам получить жилье Консультант+ Консультирование Отзывы о КПЦ "Верус" ПРАВО Перерасчет в летний период Подать иск в третейский суд Покупка автомобиля в Traid-in Постановка и сопровождение Представительство Работа в юридической компании КПЦ Верус СРО Сделка с недвижимостью - эксклюзив! Сертификация Стратегическое планирование ТРЕТЕЙСКИЙ СУД ТСЖ Тренинги и семинары для юристов Третейская оговорка Третейский сбор Третейское соглашение Трудовые споры и порядок их разрешения вступление в СРО договор бытового подряда договор долевого участия залив квартиры инвентаризация концессия налоги образец искового заявления общественные приемные ЮРОУ Принцип ответственность директора магазина произвол врачей регистрация ООО АО ИП ТСЖ ЖСК реорганизация и ликвидация фирм строители требования к ценникам на товары в розничном магазине тренинги и семинары услуги государственным заказчикам услуги физическим лицам услуги юридическим лицам

Проблемы правовой охраны нетрадиционных товарных знаков.

Автор: Мусаелян К.Т.

В условиях глобализации мировой экономики и непрерывным осложнением рыночных отношений, обостряется конкуренция между хозяйствующими субъектами. Поэтому для повышения своей конкурентоспособности, привлечению потенциальных клиентов, а также освоению новых рынков, организации непрерывно ищут различные методы, которые позволили бы им не просто индивидуализировать свой бренд, а сделать его настолько уникальным, чтобы прочно закрепится в сознании потребителей. Важными инструментами в данном случае выступают разные средства индивидуализации, а в первую очередь товарные знаки.  

Товарные знаки бывают самых разных видов, и ниже мы рассмотрим, как законодательства разных стран по-разному подходят к его определению.

Наибольшее количество зарегистрированных товарных знаков занимают словесные и изобразительные знаки, а также их комбинации. Процедура регистрации, а также требования которые предъявляет законодательство к регистрации, таких «традиционных» знаков, вполне понятна, и не вызывает на практике особых вопросов. Но при регистрации менее распространенных, но от этого не менее значимых нетрадиционных знаков, возникает большое количество проблем. Важность их регистрации, как раз связана с желанием обратить внимание на свой товар и запомниться в сознании потребителей.   

Главный критерий для регистрации товарного знака – его различительная способность, т.е. товарный знак должен индивидуализировать товары  и выполняемые услуги. Нормы, закрепляющие это положение содержаться во всех нормативно-правовых актах регулирующих правовую охрану товарных знаков, как в национальных законодательствах, так и в международно-правовых актах. 

Так, согласно Гражданскому кодексу РФ, товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.[1]

Немного иное определение содержится в ст. L711-1  Кодекса по интеллектуальной собственности Франции. Согласно нему товарный знак или знак обслуживания является обозначением, который может быть представлен графически, и служит для различия товаров или услуг физических или юридических лиц.

Среди видов товарных знаков перечисляются: словесные, изобразительные, звуковые, объемные, голограммы, а также цветовые знаки.

Схожим образом к определению товарного знака подходят также страны англо-саксонского права, например в Австралии (Australian Trade Marks Act 1995 №119), и в Новой Зеландии. Так согласно Акту о товарных знаках 2002 Новой Зеландии (Trade Mark Act 2002 №49), товарный знак представляет любое обозначение, способное: (I) быть представлено графически, и (II) отличающее товары или услуги одного лица от аналогичных, другого лица.

К видам товарного знака относятся: словесные, изобразительные, объемные, звуковые, обонятельные, а также любое их сочетание.[2]

Объединяющим признаком между всеми определениями товарных знаков, является - различительная способность. В тоже время законодательства многих государств, в качестве обязательного признака для регистрации называют возможность графического представления знака. Такое же требование содержится в ст.2 Директивы ЕС 2008/95/EC по товарным знакам. Однако такого требования нет в соглашении ТРИПС ст.15 которого устанавливает, что в качестве товарного знака может быть зарегистрировано «любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий». Эта же статья говорит, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы любые обозначения, «в частности слова, включая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание цветов, а также любое сочетание таких обозначений».

Нет такого требования, также и в ГК РФ, что подразумевает приоритет различительной способности, как признака товарного знака. Но в соответствие с Административным Регламентом Роспатента «Правила составления, подачи, рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» (далее Регламент по товарным знакам) заявляемое в качестве товарного знака обозначение должно быть представлено в виде изображения или этикетки. В случае регистрации таких нетрадиционных товарных знаков как звуковые (световые), обозначение представляется исполненным графически и в виде фонограммы (видеозаписи) на аудио (видео) кассете.[3]

Таким образом, возможность графического представления является больше технической стороной заявки. И отчасти это верно, ведь в данном случае, не ставиться зависимость различительной способности знака от его графического представления. И одной из главных проблем регистрации нетрадиционных знаков, является невозможность их графического представления. В таком случае возникает вопрос о том, теряет ли товарный знак свою способность различать товары и услуги, если он не может быть представлен графически?

В качестве примера, который иллюстрирует приоритет различительной способности как признака, можно привести норму, которая содержится в пп.1 п.1.1 ст.1483 ГК РФ, которая указывает, что те обозначения, которые не обладают различительной способностью (например, общепринятые символы и обозначения), могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, если они такую способность приобрели.       

Можно придти к выводу, что абсолютно любое обозначение, которое имеет различительную способность, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Однако возникает следующий вопрос: должен ли законодатель одинаково подходить к регистрации всех знаков?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к одной из классификаций товарных знаков. Так по степени известности товарные знаки можно подразделить на обычные и общеизвестные. К числу последних относятся обозначения, известные широкому кругу лиц и ассоциирующиеся в их сознании с определенными товарами.[4] Это деление товарных знаков, закрепленное законодательно вполне обоснованно, поскольку сам правовой режим между этими видами товарных знаков, также существенно отличается.

Так основные различия между общеизвестными товарными знаками и остальными знаками выражается:

1) в сроке правовой охраны, он бессрочен.

2) в дополнительных требованиях к регистрации. В частности Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, был принят Приказ «Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации».

3) в процедуре регистрации.

Такой различный подход оправдывает себя, и к регистрации общеизвестных знаков подходят по-другому, чем к регистрации всех остальных. Но мы уже отметили, что сами товарные знаки, также бывают разных видов. Согласно п.1 ст.1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

К другим обозначениям,[5] довольно редко встречающимся на практике, но от этого не менее важным, относятся: звуковые, световые и иные обозначение. К иным обозначениям относятся: вкусовые, обонятельные (знаки-запахи), тактильные, цветовые, динамические обозначения, голограммы, медийные (аудио, видео, анимация), знаки-жесты и др.[6] Такие обозначения являются нетрадиционными товарными знаками. Также как в случае с общеизвестными знаками, чтобы зарегистрировать нетрадиционные товарные знаки, нужно доказать их различительную способность.

Судебная практика, связанная с регистрацией нетрадиционных знаков, по-разному решает вопрос их охраноспособности.

Так в делах «Qualitex Co. v. Jacobson Products Co., Inc.», которое рассматривал Верховный суд США, а также «BP Amoco PLC v. John Kelly Ltd», рассмотренное Апелляционным судом Северной Ирландии в 2001 году, рассматривалась возможность регистрации цветового знака, суды пришли к выводу, что цвет сам по себе не обладает различительной способностью, однако доказательство приобретенной различительной способности, служит основанием для регистрации знака.

В другом деле Shield Mark BV v. Joost Kist h.o.d.n. Memex (Case C-283/01 (ECJ Nov. 27, 2003)), суд установил, что можно зарегистрировать звуковой знак, в случае его графического представление в виде нотной записи.

Однако не всегда суды склонялись в пользу регистрации нетрадиционных товарных знаков, так в деле Ralf Sieckmann v. Deutsches Patent- und Markenamt (Case C-273/00 (ECJ Dec. 12, 2002), испрашивалась регистрация обонятельного знака, которая включала образец и описание запаха как «бальзамически фруктовый с легким намеком на привкус корицы». Суд установил, что не удовлетворено требование графического представления знака, и отказал в регистрации. 

Если сделать вывод, то понятно, что для регистрации не только самих нетрадиционных знаков, предъявляются квалифицированные требования, но также и к регистрации разных видов таких знаков. Также предъявляются специальные требования к оформлению самой заявки, и ее представлению в патентное ведомство, а также к различительной способности. Доказать различительную способность многих видов нетрадиционных знаков, можно только если они известны широкому кругу лиц, и могут ассоциироваться не только с конкретным производителем, но и с конкретным товаром или услугой. Поэтому представляется некорректным привязывать товарный знак к обязательному графическому представлению, поскольку уровень техники и возможности фиксации нетрадиционных знаков, существенно возросли. Соответственно, подзаконное регулирование регистрации товарных знаков, требует внесения изменений, с учетом специфики регистрации нетрадиционных знаков.



[1] ст. 1477 Гражданский кодекс РФ в ред. от 01.10.2014

[2] §5 Trade Marks Act 2002 New Zealand (по состоянию на 14.09.2014)

[3] ст.3.3.1 Регламента по товарным знакам

[4] Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. СПС Консультант Плюс.

[5] ст.2.2 Регламента по товарным знакам

[6] В.Е. Китайский «Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза» М.2008 с.379

Поделиться: